Диктат руководителя, настрой на проигрыш, резкое изменение планов и другие правила бизнеса от директора по маркетингу Forex Club и начинающего любителя парусного спорта Венеры Исламгараевой
Год назад я практически случайно попала на занятия парусным спортом. И совсем не ожидала, что не только получу хобби для отвлечения от рабочей рутины и источник позитивной энергии, но смогу по-новому взглянуть на управление бизнесом. Кризис, как и шторм, — это время проверки на прочность: команда решает многое, а финальную точку часто ставит удача. Яхтенный опыт — это прекрасная отработка полезных навыков, которые пригодятся в офисе.

1. Набирай своих, высаживай лишних

Каждый выход в море — это встреча со множеством переменных. Дождь, волна, сильный ветер или полный штиль — на пути может случиться все что угодно. Неизменным останется только одно — команда. Теоретически кого-то можно высадить на берег, но, как и в бизнесе, это займет время и сильно замедлит оставшихся. Поэтому яхтсмены редко берут в экипаж кого-то со стороны, а если попадается новичок, то только по рекомендациям. Каким бы классным офисным профи ни был человек, вряд ли он станет членом экипажа, если не способен работать в команде.
Во время парусной гонки очень быстро проявляются не только профессиональные, но и личностные качества. Здесь невозможно тихо делегировать свое дело другому, нельзя выйти покурить или притвориться занятым, когда требуется активное участие, «забыть» о задаче или отложить ее на потом. Если что-то не сделано или сделано неправильно, на воде всегда понятно, кем и почему. При этом лодка, как, кстати, и любая компания, имеет лимиты — как по весу, так и по количеству людей на борту. В экипаже на счету каждое место, так что правило не загружать бизнес формальными «пассажирами» работает на все сто. Вред от людей, не участвующих в результате, в парусной гонке заметен быстрее, в бизнесе же исправить ситуацию гораздо сложнее.

2. Говори коротко и ясно

Есть шутка о том, как новичок впервые пришел на лодку и впал в ступор от команды «Добери грот по фалу!». Вспоминаете себя на новом месте работы, когда слышите три новых слова в одном предложении? Как и в любом командном спорте, коммуникации на яхте — это самый важный элемент работы и основа безопасности. В бизнесе наличие прямого контакта и взаимопонимания также критично, но на практике члены команды забывают, что нужно не только говорить максимально ясно, но и не забывать удостовериться, что тебя услышали и поняли.

По своему опыту замечу, что сложные ситуации в работе возникают от недостатка обратной связи: кто-то решил, что неработающая функция продукта не так важна, кто-то не обратил внимания на подозрительный контракт, кто-то не сообщил, что сроки затягиваются. Морской опыт показывает, что обратная связь есть залог слаженной работы, а сообщать о проблемах — прямая обязанность всех участников процесса.

Говорить точно и четко — это еще и быть честным по отношению к самому себе. Яхтенный опыт учит открыто говорить о том, чего ты не знаешь или не умеешь. Такой подход позволяет быстро сориентироваться в точках максимальной эффективности, а также открыто попросить о помощи, когда это действительно необходимо.

3. Главный несет ответственность за все

Парусный спорт консервативен. Никакой демократии, холакратии, аджайла или «гибкого ватерфолла». Во главе всего — непреложный авторитет капитана, то есть обычный диктат главного. На его плечах лежит ответственность за результат, он раздает задачи, он же отвечает за безопасность и жизнь каждого члена экипажа.

Капитан видит картину шире, обладает большим опытом и оценивает ситуацию не только с точки зрения краткосрочного достижения цели, а еще и действует в долгосрочных интересах. Поэтому никакой круговой поруки, голосований и прочих проявлений «диктатуры большинства». Матросы, даже если не согласны с мнением капитана, обязаны выполнять все его требования. У каждого есть неотъемлемое право донести свою точку зрения, но при этом все понимают, что решение принимает один человек. И любые споры, обсуждения и сомнения отставляются в сторону, если решение принято.

Принцип «Не согласен, но делаю так, как решили» может показаться непродуктивным в бизнесе, но это лишь на первый взгляд. В гибких командах с распределенной ответственностью все работает хорошо, когда есть генеральная управляющая линия. В отсутствие таковой офисная демократия быстро скатывается в хаос многочасовых совещаний и паутину пересылаемых имейлов. Особенно в средних и больших компаниях часто не хватает менеджерской функции — поставить точку и дать понять, что дальнейшие обсуждения закончены.

4. Забудь о победоносном фокусе

Самое удивительное мое открытие — важность деталей. И чем сложнее процесс, тем сокрушительнее их сила. Каждый раз, наблюдая за успехом какой-либо из конкурирующих команд в парусной гонке, я задавалась вопросом: «За счет чего они выигрывают?» Никто не может ответить одним словом. Фокусировка в прямом смысле слова на воде не работает, здесь нет неважных задач и неважных ролей. Каждая мелочь, простая, но сделанная не вовремя, может иметь самые серьезные последствия.

Сейчас все больше и больше говорится о том, что фокус на главном помогает бизнесу достигать поставленных целей. По моему опыту это действительно так только при одном условии –— «неглавное» должно также функционировать в рамках нормы. Например, сконцентрировавшись на продукте, можно провалить финансовую часть и вылететь с рынка со свистом, когда cashflow «неожиданно» покажет минусовую цифру. Или наоборот — долго и скрупулезно высчитывать модель, но через полгода обнаружить, что ваш продукт никому не нужен.

На лодке во время парусной гонки побеждают опыт, команда, слаженность и, как ни странно, рулевой. В бизнесе именно вовремя принятые решения параллельно с прозрачными отлаженными процессами позволяют поступательно идти вперед. Фокус очень важен, ну а все, что за его рамками, также должно быть под чьим-то внимательным присмотром.

5. Будь спокоен в шторм и терпелив в штиль

Одно из основных качеств профессиональных яхтсменов — стоическое спокойствие на грани философии. Всем известно, что излишняя суета на лодке не к добру, так как в условиях неразберихи делается много ошибок.

Эмоциональная уравновешенность, как и баланс чувств и разума, приходит с опытом, однако этот навык можно форсировать. Одна из методик понятно описана в книге Дарьи Варденбург «Правило 69 для толстой чайки» и заключается в простом осознании того, что ты уже проиграл. Герой книги — заслуженных яхтсмен, тренируя детей к чемпионату по парусному спорту, учит их бороться со страхами. Он же высказывает идею, что если дела идут хуже некуда, то значит, твои шансы на победу будут увеличиваться день ото дня при должном усердии и стремлении. Параллельно у сегодняшних победителей увеличиваются шансы проиграть, ведь они не могут быть на пьедестале вечно. Принцип «Представь, что ты уже проиграл» помогает принять возможное поражение и быть готовым к последствиям, и, как ни странно, это помогает правильно настроиться на борьбу.

6. Планируй, но знай, что все пойдет не по плану

В условиях множества переменных планирование крайне важно, но умение ориентироваться по ситуации гораздо важнее. Экипаж яхты оценивает обстановку в моменте, поэтому решения принимаются сообразно тому, что происходит вокруг: как ведут себя соперники, что с ветром, течением, как успешно удалось отработать первые повороты и как прошел сам старт. Изначальный план меняется достаточно сильно, но это не означает, что он не нужен.

Похожие ситуации в бизнесе порой вообще вселяют разочарование в планировании как таковом. Однако без плана, во-первых, нет предварительного анализа, во-вторых — нет необходимой ресурсной подготовки. Тем не менее опыт доказывает, что выигрывает не только самая подготовленная команда, но и та, что использует преимущества момента — как в бизнесе, так и в море.

7. Наслаждайся или прекращай

Те, кто хоть раз попробовал ходить под парусом, после первого возвращения на берег разделяются на две категории: первые увлекаются и получают удовольствие от процесса, вторые больше никогда не возвращаются на лодку. Никто не может заставить человека в здравом уме трястись на волнах, мерзнуть и нести прочие тяготы яхтенной романтики, если она ему не по душе. Не нравится — выходи на берег и ищи себе другое хобби. С бизнесом абсолютно то же самое.

Поделитесь новостью

Добавить комментарий