Витраж способен поднять
настроение даже в дождливый день. Он преображает любой интерьер- делает уютным или строгим, насыщенным красками
или монохромным. Однако
в любом случае- изысканным, респектабельным, а главное- нескучным. Благодаря подсветке витраж оживает и начинает играть всеми цветами радуги.

Слово "витраж" имеет французское происхождение (vitrage-
"остекление"). Сейчас картины, составленные из кусочков цветного стекла, сквозь которые проходит свет, снова в моде. Однако подобные произведения искусства не существуют сами по себе. Стеклянную композицию надо органично вписать в интерьер, чтобы она образовала с ним единое целое. Издесь важно не перестараться. Не стремитесь превратить свой дом в парижскую Сент-Шапель. Число витражей на единицу площади должно быть ограничено, иначе они будут подавлять не только друг друга, но и весь интерьер.

Витражи служат изысканным украшением оконных проемов (стеклопакеты с витражными вставками), дверных полотен, стен, раздвижных перегородок, ширм, световых фонарей потолков, мебели, столешниц, абажуров для светильников, аквариумов, часов...

Дневной свет, особенно солнечный, проходя через оконные витражи, словно "прихорашивается" и преображает весь дом. Помещения наполняются подвижным цветным воздухом, который колеблется, как марево, радуя обитателей дома постоянной игрой красок. Если же витраж служит потолочным плафоном, окном-обманкой или декоративным панно на стене и подсвечивается, то пространство дома как бы раздвигается и возникает ощущение глубины и дополнительного объема.

Витражные технологии

Искусство витража очень древнее. Классические технологии изготовления произведений из цветного стекла мало изменились за всю историю своего существования. Каждая эпоха диктовала лишь рисунок, оттенки и места применения подобных украшений. Перечислим классические способы создания витражей и коротко расскажем о новейших технологиях.

Типы витражей

Паяные Бесшовные Экспресс-витражи
"Классика" Травление Витраж-конструктор
"Тиффани" Пескоструйная гравировка Пленочный
Фьюзинг (спекание) Лаковый
Кастинг Фотовитраж

Наборные витражи

Эта сохранившаяся с древних времен техника долговечна и красива, о чем свидетельствуют великолепные образцы витражного искусства в средневековых храмах Западной Европы. Художник делает эскиз, потом рисунок на картоне в натуральную величину, с прорисовкой размеров и цвета элементов будущего произведения. (Кстати, для классического витража характерен геометрический рисунок с небольшими по размеру стеклами.) Затем стекла нарезают и вставляют в свинцовый (иногда латунный) профиль. Вплотную придвинув друг к другу, их спаивают с обеих сторон витража. При пайке используют оловянные припои и флюсы. Затем изделие по периметру "одевают" в латунную боковую протяжку и (в большинстве случаев) облуживают. Весь свинцовый профиль пайки патинируют, и витраж начинает мерцать, как старая бронза (иногда патина бывает черной). Теперь можно монтировать это стеклянное чудо. Стоят подобные изделия дорого (1м2- 800-1500 и более). Классические наборные витражи подходят для декорирования различных деталей помещения и способны украсить самый изысканный интерьер.

"АЛЕКСАНДРИЯ"Витражи в технике "Тиффани"- изысканность линий и цвета Для современных мастеров это вторая после "классики" заслуживающая внимания технология, причем многие практически не делают между ними различий. Создатель технологии Луиc Комфорт Тиффани разработал ее для производства плафонов ламп из кусочков цветного стекла. Такие изделия были очень модны в Америке и Европе в конце XIXв., популярны они и до сих пор.

Каждое стеклышко будущего витража оборачивают по периметру лентой самоклеящейся медной фольги, а затем элементы спаивают. Линии пайки могут иметь разную толщину. Такая техника идеально подходит для рисунка с тонкой деталировкой, когда мелкие кусочки стекла нужно соединять по прихотливо изогнутым линиям. Тонкая протяжка делает витраж легким и жестким, поэтому ему можно придавать объемные формы. Витражи, выполненные в технике "Тиффани", универсальны, но больше всего подходят для потолочных плафонов.

Стекло бывает разное...

Самое главное в витраже- стекло. Российские, европейские и американские фирмы делают материал, различающийся по цвету и фактуре. Цветное витражное стекло выпускает STAR'GLASS (Россия), прокатное (узорчатое, с рельефом, отражающим свет)- МКС (Россия). Фактурное цветное стекло производят также SPECTRUM, ARMSTRONG (США), чешские, английские, французские и бельгийские фирмы. Одни витражные мастерские сами изготовляют стекло для отдельных произведений витражного искусства, другие заказывают его на российских или зарубежных предприятиях (например, в Гусь-Хрустальном). Оно бывает тонким (2мм) и толстым (6-10мм). Эффектно смотрится ограненное стекло (фацет), которое напоминает драгоценный камень, вставленный в оправу, а также дутое (гутное), заполненное внутри воздушными пузырьками, создающими неповторимую игру света. Витражист не только сочетает в своем произведении разное по цвету и фактуре стекло, но даже использует горный хрусталь.

Бесшовная технология

Произведения из цветного стекла можно создавать без применения металлической протяжки и без спайки- это так называемые бесшовные витражи. Фрагменты подобного изделия соединяют клеем, спекают в печи при высокой температуре... Витражи, выполненные в технике фьюзинга и кастинга, могут потрескаться от сквозняков и перепадов давления, если не соблюдена технология их производства.

Мастер наносит на стекло рельеф с помощью пескоструйной техники, затем расписывает его силикатными красками и обжигает в печи при температуре более 800С. Затем будущий витраж протравливают плавиковой кислотой. Выполненные таким образом произведения дешевле других (от 300 за 1м2). Техника травления позволяет добиваться рельефности и нежных переходов цвета, но в современной практике из-за вредного влияния на здоровье мастеров уже не применяется.

Художник с помощью "пескоструйки" наносит на стекло толщиной не менее 5мм стилизованный (как правило, растительный) орнамент, иногда в несколько слоев. Выглядит это как матовый рельеф в толще стекла и напоминает изморозь. Такой витраж идеально подходит для интерьеров в классическом или минималистском стиле, когда важно не перегружать пространство активным цветом. Эта техника появилась в начале XXв. и теперь практически полностью вытеснила свой прообраз- травление.

Эта технология тоже не использует металлических перегородок. На рисунок, выполненный на прозрачном стекле, помещают несколько слоев кусочков, гранул цветного стекла, а также шихты. Затем эти многослойные "блинчики" выпекают в печи, раскаленной до температуры 850C. Отсюда и название- фьюзинг (в переводе с английского fusing означает "спекание"). Такие произведения обойдутся покупателю от
800 за 1м2.

Технология кастинга похожа на технологию фьюзинга и муранского стекла. Только в данном случае мастер заливает расплавленное цветное стекло в металлические рельефные формы, которые придают фрагментам будущего витража не только нужный силуэт, но и объем. Когда формы вынимают из печи, на стекло, пока оно не застыло, мастер наносит неповторимый рельеф. Эта технология возникла на итальянском острове Мурано, близ Венеции. Секреты изготовления стекла там бережно хранят и передают по наследству.

Витражный микс

Многие витражисты, чтобы добиться оригинальных эстетических решений, сочетают в своих произведениях сразу несколько техник. Вклас-сический наборный витраж порой включают фрагменты, выполненные в технике спекания, или объемные вставки из цветного стекла, запеченного в рельефных формах (кастинг); пескоструйная технология легко уживается с фьюзингом, а тот, в свою очередь,- с "Тиффани". Витражных дел мастерам приходится сочетать, казалось бы, несочетаемое. Например, стекло с... кованым железом или бронзой.

Вариации на тему витражей

"СТУДИЯ CВЕТЛАНЫ МИХАЙЛОВОЙ"Витраж на оконном стекле- словно часть пейзажа за окном: круглый год- солнечный майСовременное представление о витражах расширилось: теперь к ним относят не только произведения из цветных стекол, выполненные по сложной классической технологии (например, "Тиффани"), но и различные имитации. Однако как мебель из натурального дерева отличается от ламината, так и настоящий витраж отличается от имитации. Новые технологии не предполагают ни металлической протяжки, ни спайки, ни высокотемпературной обработки стекла. Достаточно взять в руки кисть и цветные лаки- и витраж готов. Например, пленочные и лаковые витражи каждый может сделать сам или заказать в стекольной мастерской. Что касается фотовитражей- полноцветного или двуцветного изображения, нанесенного на стекло или пластик,- то они уж точно никакого отношения к высокому искусству не имеют.

Впогоне за дешевизной (правда, довольно условной- речь идет о
250-400 за 1м2) некоторые останавливают свой выбор именно на таких вариантах. Однако не следует забывать, что мастерские, производящие лаковые или фотовитражи, предпочитают принимать заказы на тираж, а один-единственный экземпляр будет стоить очень дорого. Да и смотрятся подобные изделия не слишком изысканно. Об их особенностях и внешнем виде нужно иметь хотя бы малейшее представление, чтобы сделать правильный выбор при декорировании своего интерьера.

Вмастерской Дмитрия Богачева (фирма "ДЖАСМИ") витражи делают по собственной технологии, основанной на методе конструктора. Цветное стекло (витражное или органическое) толщиной не более 4мм режут на фрагменты (минимальный размер- 55см). Для соединения элементов компания разработала формы из полистирола. Вних вставляют стекло и скрепляют дихлорэтаном или толуолом. Такой декор наиболее подходит для подступенников, а также окон, дверей и перегородок.

На лист стекла помещают самоклеящиеся пленки, имитирующие цветное стекло, а стыки пленок с обеих сторон закрывают лентой, напоминающей медную или свинцовую протяжку. Срок службы такого "витража" невелик, а внешний вид, увы, не слишком изыскан. Подобные изделия применяют для дверей и окон кухонь и детских. Но неоспоримое достоинство этой имитации заключается в том, что ее легко удалить, когда она надоест.

На лист стекла эпоксидной смолой с красителем наносят контур рисунка, а в образовавшиеся ячейки заливают цветные лаковые смеси. Такие изделия делают стекольные мастерские. Срок жизни подобного "витража"- не более трех лет. Исразу предупредим: для оконных проемов он не годится- под действием солнечных лучей картинка разрушается прямо на глазах и "шкуркой" слезает с плоской поверхности.

Витражи производят из очень "активного" материала- стекла. Оно привлекает внимание цветом, фактурой, "работает" на просвет или же обладает хорошими светоотражающими свойствами. Такие качества позволяют художнику сделать акцент именно на этом элементе декоративного убранства интерьера. Витраж притягивает взгляд, заставляет собой любоваться. Даже архитектурные или строительные недоработки рядом с ним не так бросаются в глаза.

Хочу такой же!

"АЛЕКСАНДРИЯ"Витражные панно вполне могут конкурировать
с живописными полотнамиВы увидели витраж, поразивший ваше воображение, и решили заказать для своего интерьера что-либо подобное. Сразу предупредим: витраж должен быть индивидуальным, предназначенным именно для вашего жилища.

Если вы хотите сами выступить дизайнером своего интерьера, учтите несколько нюансов. Цветное стекло частично поглощает свет, а значит, затемняет помещение. Поэтому на юге, где солнца много, предпочтение отдается витражам, выполненным из стекла темных, насыщенных цветов, а для севера подойдут стекла светлых оттенков. Нередко из-за плотной застройки окна домов смотрят на стройплощадку или в окна соседних зданий. Тогда спасением станет неяркий матовый витраж, который все же будет пропускать в помещение дневной свет.

Если на ваших окнах витражи, то и в интерьере желательно логически продолжить тему. Допустим, вы задумали сделать витражный потолочный плафон- тогда принимайте решение до начала ремонта, а не после, чтобы заранее предусмотреть варианты крепежа. Значительно проще с художественными вставками в дверцы шкафов. Скажем, украсить витражами фасады готовой кухни достаточно легко: обычные стекла, которые вам уже порядком надоели или кажутся скучными, вынимают, а на их место ставят изготовленные в мастерской по индивидуальному заказу. То же самое с дверями. Интересным решением будет создание на одной из стен витражного панно с подсветкой. Отдельная тема для размышлений- витражи в ванной комнате: это декорирование окон (появившихся в новостройках), перегородок и ширм.

Ввитражной мастерской вам покажут альбомы с образцами уже выполненных изделий. Определяясь со своими эстетическими пристрастиями, не забывайте об общем стиле интерьера (лучше принести с собой его фотографии). "Витражные желания" должны гармонировать с масштабами, планировкой и цветовой гаммой помещений, для которых предназначены.

После обработки информации, полученной от вас, мастер-витражист делает эскизы, которые вы как заказчик должны будете утвердить. Затем подписывается договор, где указываются сроки выполнения заказа (обычно они составляют три-четыре недели) и схема оплаты (большинство витражных мастерских работают по 50%-й предоплате).

Доставку и монтаж готовых витражных композиций лучше доверить мастерской-изготовителю. Здесь есть свои маленькие секреты, которые знают только специалисты. (К тому же чаще всего эти работы уже включены в стоимость 1м2 витража, поэтому грех не воспользоваться услугами, за которые вы уже заплатили.)

Подсчитываем затраты

Стоимость витража зависит от сложности эскиза и размеров будущего произведения. Имеют значение также качество и класс стекла. Кроме витражного стекла применяют специально изготовленное: фацет, литые элементы, росписи с обжигом, горный хрусталь. Их использование увеличивает стоимость. Ипоследнее, от чего зависит цена,- это сложность сборки и монтажа произведения. Труднее всего монтировать объемные формы, крепить витраж на фасаде здания или на потолке. Сегодня стоимость 1м2 витража под ключ составляет в различных фирмах 800-3000.

Уход и реставрация

Классические витражи очень прочны и долговечны. Их, как фамильное серебро, передают по наследству. Учитывая, что это дорогие произведения искусства, подбирайте для витражей безопасные места. Как показывает практика, чаще страдают дверные композиции. Если они поцарапаются, треснут или разобьются, обратитесь к мастеру-витражисту. Царапины зашлифовывают, фрагменты поврежденного стекла заменяют новыми. Творения витражных дел мастера не требуют какого-то особенного ухода, и специальной "витражной" косметики тоже не существует. Ухаживайте за ними, как за обычным стеклом: мойте по мере загрязнения специальными средствами и натирайте мягкой тряпочкой.

Поделитесь новостью

Добавить комментарий