При строительстве дорог одним из важнейших факторов, которые следует учесть, — это своевременный и качественный отвод осадочных вод с дорожного полотна. Для этого еще на стадии проектирования ведутся гидравлические расчеты, позволяющие организовать надежные системы водоотвода. Неотъемлемыми элементами таких систем являются бетонные водосточные лотки. Для удобства они выпускаются различных размеров.

Для чего нужны лотки

Сутью работы водоотводных систем является своевременное удаление скапливающихся на дорожной одежде осадков и талых вод. С этой целью полотну дороги придают поперечный и продольный уклон, а в нужных местах устанавливают ливневки. Через эти сливные ямы вода попадает в сложную канальную систему, состоящую из водосточных лотков, блоков упора и других элементов. Отведенная по этим каналам вода сбрасывается в допустимых местах, например, в местную систему рек.Размеры и предназначения водосточных лотков

Если пренебрегать организацией качественного водоотвода, осадочные и талые воды будут скапливаться на дороге. А это чревато разрушением дорожной одежды и размывом земляного полотна, что в свою очередь приведет к быстрому прекращению функционирования автодороги.

Виды лотков и их размеры

При сооружении водоотводных систем используются железобетонные лотки правильной и телескопической формы, а также специальные блоки упора. Требования по их производству и применению содержатся в специальном нормативном документе – Серии 3.503.1-66. Ниже мы рассмотрим наиболее часто применяемые разновидности этих изделий.

Обычные лотки

Эти железобетонные изделия имеют П-образное сечение и вытянутую форму. Устанавливаемые открытой стороной вверх, они обеспечивают стабильный проток воды в заданных количествах. Такие лотки предназначены для отвода воды по горизонтальной плоскости с небольшим уклоном.

Наиболее часто в дорожном строительстве применяются лотки модификации Л-1 и Л-2. Эти два изделия имеют одинаковую длину (1990 мм) и высоту бортов (680 мм), однако различаются по ширине. Лоток Л-1 имеет ширину 1280 мм, а модификация Л-2 – 880 мм. Соответственно, первые применяются в случаях, где предполагается более интенсивный сток воды.

Телескопические лотки

Такие лотки имеют особую зауженную с одной стороны форму. Она позволяет вставлять один такой лоток в другой и сооружать составной водосточный канал. Эти каналы устанавливают на откосах насыпи для обеспечения стока воды от дорожной одежды в основание земляного полотна.

Самыми распространенными типоразмерами телескопических бетонных лотков являются лотки Б-6 и Б-7. Лоток Б-6 является менее габаритным: его длина составляет 520 мм, а ширина и высота равна 430х200 мм в зауженной части и 540х250 в широкой. Лоток Б-7 может пропускать больше воды, так как его размеры сечения составляют 888х450 в широкой части и 716х340 в узкой, а длина равна 1500 мм.

Блоки упора

Блоки упора Б-9 и Б-9а служат опорой для составных каналов, сооруженных из лотков Б-6 и Б-7 соответственно. Они вкапываются в землю у основания насыпи и не дают лотковому каналу сползать вниз. Особая форма блоков упора позволяет не создавать препятствие протоку воды.

Размеры блока Б-9 составляют 800х510х250 мм, а блок Б-9а отличается от него только шириной, которая равна 730 мм. Оба блока выпускаются полнотелыми, что придают им большую массу, необходимую для выполнения их функций.

Источник http://jmsi.ru/razmery-vodostochnyh-lotkov

Поделитесь новостью

Добавить комментарий